«Я хочу чучело мэра или самого мэра скинуть»

Популяризатор формата «открытых исторических прогулок», политолог Роман Евстифеев провел публичную экскурсию, посвященную сразу двум датам — 777-летию падения Владимира под натиском татаро-монгольских войск и 130-летию со дня рождения революционера Михаила Фрунзе, осужденного во Владимире за призывы к свержению существующего строя. Обычно Роман Евстифеев проводит публичные экскурсии дуэтом со своим другом, известным владимирским историком и краеведом Андреем Тихоновым. В этот раз Тихонов не смог принять участия в мероприятии. Поэтому сюжет с падением Владимира под натиском татаро-монгол не вызвал больших споров, как это случилось в ходе предыдущей публичной экскурсии, когда Андрей Тихонов предложил достаточно провокационную трактовку событий, снижающую пафос героической роли обороняющихся владимирцев. Подробнее — в материале «Татаро-монголы взяли Владимир между завтраком и обедом». Обсуждая, что же произошло 7 февраля 1238 года, то есть ровно 777 лет назад, когда татаро-монголы взяли Владимир, участники публичной экскурсии поспорили у стен Успенского собора, сколько же было нападающих и обороняющихся, и сошлись на том, что нет точных данных. Любители истории вспомнили, что князь с большей частью дружины в трагический момент ушел из города и владимирцы по сути занимались самообороной. Прозвучала мысль, что, возможно, горожанам стоило прятаться не в Успенском соборе, где они сгорели заживо, а, например, разбежаться по лесам. Но такой вариант поведения не выдержал критики даже с прагматической точки зрения, поскольку выжить зимой в лесу проблематично.   Роман Евстифеев предложил сделать акцент не на военном или бытовом аспекте событий, а на историческом значении падения Владимира. По его мнению, взятие и разорение города татаро-монголами — это историческая катастрофа, которая унесла жизни практически всех горожан, а Владимир после этого уже никогда не стал тем, чем был при своем рассвете. Евстифеев считает, что горожане должны осознавать, что они живут рядом со свидетелями «мощнейших исторических событий» и, когда будут проходить или проезжать мимо Успенского собора, люди должны попытаться хотя бы на минуту представить, что эти древние стены помнят трагедию, которая повлияла на дальнейшую судьбу некогда столичного города. Второй темой публичной экскурсии стал известный революционер Михаил Фрунзе, памятник которому во Владимире установлен на одноименной площади. Роман Евстифеев считает, что этот исторический персонаж заслуживает того, чтобы о нем, как минимум, не забывали.   Историческая связь Фрунзе с Владимиром не заканчивается на том, что революционер с 1907 по 1909 годы сидел во Владимирском Централе, а судили его в здании Присутственных мест (ныне — Палаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника). Евстифеев считает, что намного более интересный эпизод владимирской части биографии Михаила Фрунзе связан с захватом типографии в городе Шуе, которая тогда входила в состав Владимирской губернии. Политолог предлагает посмотреть на эту историю через призму сегодняшнего времени. Дерзкий захват типографии произошел из-за того, что накануне выборов в Думу кандидаты от оппозиционных партий были лишены возможности вести агитацию. Евстифеев шутит, что ситуация была сродни тому, как сейчас оппозицию не пускают на телевидение. Фрунзе и его соратники средь бела дня просто захватили на несколько часов типографию в центре города, чтобы отпечатать тираж агитационных листовок, и даже оставили визитку, чтобы потом расплатиться. Фрунзе во Владимире судили за целый букет преступлений — призыв к свержению строя, нападение на сотрудника полиции, организация дружин. По нынешним временам все эти деяния, скорее всего, были бы квалифицированы как экстремистские. Однако же памятник «политическому экстремисту» спокойно стоит в нашем городе. Евстифеев предлагает задумываться над такими кульбитами истории и напоминает, что после революции Михаил Фрунзе стал видным государственным деятелем и военачальником. Кстати, совсем недавно имя Фрунзе вновь стало актуальным. Именно он после окончательного освобождения полуострова Крым прислал Ленину телеграмму, текст которой в прошлом году стал популярным интернет-мемом «Крым наш». В качестве бонуса Роман Евстифеев проанонсировал сюжет следующей исторической прогулки, которая запланирована на апрель. Для политолога — это один из любимых фактов в истории Владимира, которому уже было посвящено несколько публичных экскурсий. В апреле 1609 года жители Владимира заподозрили своего воеводу в измене, выразившейся в закулисных переговорах со сторонниками Лжедмитрия. Возмущенные горожане у стен Успенского собора казнили воеводу-предателя и сбросили его в Клязьму. По мнению Романа Евстифеева, в этом историческом сюжете скрыт огромный потенциал, который может вылиться, например, в городскую традицию — раз в год выволакивать на берег реки чучело мэра и сбрасывать его с обрыва. Я хочу чучело мэра или мэра самого скинуть. Это изюминка, которая для Владимира может стать очень классным перфомансом Представляете, раз в год мы берем мэра и раскачиваем над обрывом. Скидывать не надо, но можем и скинуть Это такой символ того, что власть в городе принадлежит не кому-то там, а людям, горожанам События апреля 1609 года об этом и говорят, что в итоге власть в городе принадлежит людям Да, конечно, столетиями власть им не принадлежала, и люди ничего не могли решить Но в острые моменты случается по-другому. И это случилось в средневековье, это был такой элемент демократии Люди пришли, выкинули мэра из своего кабинета и произвели над ним такие нехорошие действия — убили в общем-то. Но тогда такие были нравы


Ссылка на источник

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.