Распечатать Редакционная колонка За последний год все чаще и чаще можно слышать новости об американском производителе люксовых электрических авто Tesla Motors. Амбициозный проект предпринимателя Элона Маска, главы SpaceX и сооснователя платежной системы PayPal, за год стал известен, наверное, почти всем, кто хоть раз интересовался инновациями в автопроме. СМИ присвоили Маску звание визионера и гения, компании — статус «Apple от автопрома», а электрокару Tesla Model S — славу «автомобиля будущего». Инвесторы и биржевые игроки подкрепили эти титулы, в связи с чем акции компании взлетели с начала года на 400%. Это, несомненно, впечатляет, но и заставляет задуматься: либо проект действительно так революционен, как в этом убеждает всех глава Tesla Motors, либо в высокотехнологической отрасли надувается очередной пузырь. Скоро конец года, когда отчетность по итогам деятельности за 2013 г. станет некой планкой для многих: результаты, несомненно, отразятся на акциях, и будущее таких компаний, как Tesla Motors, станет, возможно, более предсказуемым. А пока аналитики гадают, сумеет ли американский автовендор достигнуть тех результатов, которые сам себе напророчил, и удовлетворить прогнозы Wall-Street, попробуем поразмышлять о том, что же такое Tesla Motors. Ситуация с электрокарами довольно непростая. С одной стороны, правительство США старается поддержать «зеленые» технологии, предоставляя гранты и займы компаниям-производителям, а потребителям — субсидии при покупке электромобиля. С другой стороны, отрасль альтернативного автопрома славится дороговизной производства, несовершенными технологиями батарей, используемых в авто, а также крайне высокой стоимостью конечной продукции. В основном именно последний фактор частенько останавливает автолюбителей от перехода на «зеленое». Кстати, о «зеленом». Позиционирование электромобилей как экологически чистых верно лишь отчасти: в связи с отсутствием двигателя внутреннего сгорания машина не производит вредных выхлопов в атмосферу, что, несомненно, является позитивным фактором. Многие люди, пекущиеся об окружающей среде, часто, прочитав в рекламных проспектах об альтернативе двигателям внутреннего сгорания, приходят в восторг. Однако вся «зелень» инновации может померкнуть, если вспомнить о том, что электричество, необходимое для питания автомобиля, в большинстве стран производится на атомных и работающих на органическом топливе электростанциях. К сожалению, редко где можно встретить ситуацию, где более «чистые» ГЭС, ветряные или даже солнечные электростанции производят достаточно энергии для нужд граждан. А если представить ситуацию, где все жители какого-нибудь более-менее крупного города пересядут на электромобили, то резонно предположить, что количество станций нужно будет увеличивать в разы. Помимо сомнительной экологичности, еще одной бедой электрокаров является батарейка. Мало того, что производство и утилизация литиевых аккумуляторов, которые часто содержат ядовитые компоненты (например, свинец, литий, кислоты), опасны, так еще и хватает заряда ненадолго. Срок службы тоже сравнительно невысок: в лучших моделях литиевых батарей через 5-8 лет остается менее 80% емкости. Литиевая батарея емкостью 24 кВт/ч позволяет электромобилю проехать около 160 км. Использование кондиционера, отопителя салона, загрузка электромобиля пассажирами или грузом, движение с частым разгоном/торможением и скоростью более 90-100 км/ч уменьшают пробег до 2-х раз (до 80 км). Хотя, в данном аспекте электрический седан Tesla Model S «экипирован» лучше своих коллег: имеет батарею емкостью 85 кВт/ч, которая позволяет ему преодолевать 480 километров на скорости 90 км/ч. Но в случае когда часть энергии тратится на охлаждение или обогрев салона автомобиля, а также питание прочих бортовых энергопотребителей, зарядка потребуется быстрее. И это еще одна проблема в отрасли — инфраструктура. Для массового применения электромобилей требуется создание соответствующей инфраструктуры для подзарядки аккумуляторов — автозарядных станций. Поскольку массовое внедрение электромобилей начали продвигать сравнительно недавно, пока для многих владельцев авто при поездке на более-менее дальние расстояния наличие зарядных станций — вопрос критичный. Все эти проблемы удерживают потребителей от того, чтобы сломя голову броситься за покупкой электрокара. Несмотря на усилия, многие компании, занимающиеся производством электрокаров или комплектующих, прогорели. Калифорнийская Fisker Automotive, выпускавшая премиальный электромобиль Karma, оказалась на грани банкротства из-за неспособности вернуть кредит Министерству энергетики США долг в размере $193 млн, выделенный компании в 2009 г. на становление производства экологически чистых автомобилей. Изначально правительство выделило Fisker Automotive инвестирование на сумму в $529 млн на запуск гибридных седанов Karma и Atlantic, однако компания не успела их оприходовать: из-за срыва графика производства в мае 2011 г. правительство заморозило транш в $359 млн. В конце 2011 г. компания все же поставила автомобиль на конвейер (в основном благодаря дополнительным сторонним инвестициям), однако позднее выяснилось, что вся партия машин вышла с ошибкой в системе охлаждения батареи, вследствие чего необходимо было менять часть «начинки» у всех произведенных электрокаров. Но беды компании на этом не закончились: производитель батарей для машин Fisker, компания А123, объявила о банкротстве, и производство «Кармы» остановилось. Похоже, «Карма» у компании действительно была плохой: в довершение всего сама природа решила добить Fisker Automotive: ураган «Сэнди» уничтожил 300 уже готовых «Карм» ценой от $102 тыс. каждая. Министерство энергетики США сообщило о намерении продать компанию с аукциона. Точку в затянувшейся истории с судьбой погрязшего в долгах американского производителя гибридов поставил сын богатейшего человека в Азии – Ричард Ли, купивший Fisker вместе со всеми ее долгами. Недавно появилась информация о банкротстве одного из предприятий зарядных станций для электрических автомобилей Ecotality. Представители компании заявили о том, что Ecotality не смогла получить прибыль даже после получения гранта в $100 млн от американского Минэнерго несколько лет назад, выданного в том числе и на создание сети станций зарядки в крупных городах США. В последнее время банкротами объявили себя такие известные фирмы, как Better Place, работающая с Renault в области зарядных устройств, а также Coda Automotive. Пока хорошими результатами может похвастать только Tesla Motors, хотя электрокар Model S долгое время считался убыточным проектом. Но Элону Маску удалось, кажется, невозможное: за минувшие 12 месяцев продажи в США составили почти 13 тыс. машин, а в августе седан премиум класса появился в Европе. В сентябре в Норвегии открылись первые шесть станций бесплатной подзарядки для электромобилей Tesla. С начала года акции Tesla начали расти вместе с позитивным настроем экспертов и журналистов, хотя еще в феврале 2013 г. котировки Tesla упали на 9,68% вскоре после открытия торгов, спустившись до отметки $34,81. Отчет компании о квартальных убытках в $89,9 млн разочаровал инвесторов. Выручка увеличилась до $306,3 млн, что значительно превышает выручку 2012 г. в размере $39,4 млн, но увеличение продаж пока не покрывало расходов компании. Научные исследования также забирают много средств. По мнению некоторых аналитиков, именно поэтому Tesla — публичная акционерная компания, которая действует как частный стартап, — все еще не приносит прибыль. Сильные стороны Tesla — кэш в размере $221 млн и 15 тыс. предзаказов на Model S, который и должен стать основным драйвером доходов. В 2012 г. Tesla продала 2,65 тыс. таких автомобилей, из них 2,4 тыс. — в IV квартале. 25% предзаказов на Model S поступили от зарубежных клиентов. Многие инвесторы рассматривали Tesla как краткосрочные инвестиции, поэтому не очень удачные результаты были восприняты рынком болезненно. Примерно с марта-апреля началось то, что, по мнению некоторых, и повлияло на рост котировок американского производителя электрокаров, — обещания. С начала года их было много, и были они разными. Маск был всегда уверен в светлом будущем своей компании. Именно поэтому за время, пока Tesla Motors демонстрировала не особо позитивные результаты, гендиректор лишь наращивал поток уверений в том, что все будет хорошо и очень скоро. В апреле Tesla Motors объявила об увеличении ранее прогнозируемого числа продаж электрокара Model S в первой четверти 2013 г. Компания утверждает, что поставила 4 750 авто, что на 250 больше количества, о котором говорилось в письме акционерам в середине февраля. Благодаря позитивной динамике автопроизводитель выход на рентабельность ожидает как по GAAP, так и по не-GAAP. В феврале компания сообщала, что поставит на рынок 4,5 тыс. Model S в I квартале, а за год реализует 20 тыс. авто. Маск говорит, что он не только горд за успехи и достижения его компании, но и крайне взволнован выходом на прибыльность, так как «Tesla теперь сможет твердо стоять на ногах и продолжить революцию в сегменте электрокаров». Уверения в том, что все идет как надо, подкреплялись вестями о расширении на рынок Европы, а фабрика в Голландии должна избавить от необходимости транспортировать автомобили через океан. Следующим шагом станет выход на рынки Азии. Последующие информационные «вбросы» все более подкрепляли позитивные настроения общественности и рынка о Tesla Motors: это и закупка 100 электрокаров Model S для сервиса аренды автомобилей в Лас-Вегасе, новости о возможном партнерстве с Google для создания автопилота, сверхбыстрой перезарядке автомобилей Tesla S, уверения в расширении сети станций бесплатной зарядки Supercharger, выход на европейский рынок, включение в расчет индекса NASDAQ-100 и т. д. Все новости хорошо рекомендовали компанию, почти после каждого новостного повода Элон Маск спешил отреагировать либо официальным комментарием, либо постом в Твиттере, подливая новую порцию уверений. К июлю стоимость акций Tesla возросла за год более чем в три раза, после того как рост продаж модели Model S седан сделал компанию прибыльной. В понедельник, 8 июля, акции выросли на 1,3% до $121,61. В этом же месяце аналитики из Jefferies повысили рекомендации по акциям Tesla Motors до $130, основываясь на успешных продажах Tesla во II квартале. Аналитики отмечают, что доля автомобилей Tesla составила внушительные 9% от общего сегмента премиум-седанов в США. Эксперты выделили три основных фактора в пользу компании: рост в секторе седанов премиум-класса, расширение рынков альтернативных транспортных средств, ну, и кроме того, подобные инициативы Tesla находят поддержку у «зеленых» организаций, лоббирующих интересы защиты окружающей среды. Акции Tesla Motors Inc выросли на 9,15%, закрывшись на стоимости $117,18. 52-недельный максимум зарегистрирован на отметке в $117,77, а 52-недельный минимум — $25,52 за акцию. В обращении на рынке находилось 115,55 млн акций, а рыночная капитализация равнялась $13,54. В августе цена акций увеличилась еще на 14% на фоне позитивного квартального отчета. После закрытия торговой сессии акции достигли уровня $153 за акцию по сравнению с показателем предыдущего дня, когда котировки закрылись на уровне $134. За первое полугодие компании удалось реализовать 10 500 автомобилей марки Model S, в связи с чем годовой прогноз составил 20 тыс. авто с учетом расширения деятельности компании на Европу и Азиатский регион. Немаловажной новостью, вселившей уверенность в инвесторов, стало погашение задолженности в размере $440 млн перед федеральным правительством США на девять лет раньше, чем того требовал срок, обозначенный в договоренности. По словам представителей Tesla Motors, после завершения выплаты компания стала единственным американским автомобильным производителем, который полностью рассчитался с правительством. В послании к инвесторам гендиректор компании Элон Маск заявил, что в следующем году в продажу поступит Model X, подготовка к производству уже почти завершена. Помимо этого Маск сообщил, что к выпуску готовится «бюджетная» Model S. Маск также уверил акционеров в том, что компанию ждут в Китае и Японии. Планируется открыть магазин в Пекине к концу 2013 г. Tesla также разрабатывает более удобное заднее пассажирское сиденье для китайского рынка, где многие зажиточные автовладельцы имеют личного шофера. По итогам тестирования в США, Model S установил новый рекорд в области систем безопасности, получив высший балл (пять звезд), сохранив жизнь водителю и пассажирам в любой заданной ситуации. Более того, итоговый результат оказался рекордным: показатель Vehicle Safety Score (VSS) достиг 5,4, то есть перешагнул официально установленные рамки. Электромобиль, таким образом, впервые оказался самым безопасным средством передвижения на американских дорогах. На фоне новости акции Tesla Motors уверенно растут, прибавив 2,04%, и стоят $144,90. В конце августа капитализация Tesla Motors достигла $20 млрд на фоне оптимизма инвесторов, связанного с позитивными новостями о росте продаж автомобилей и расширении деятельности компании на рынки Европы и Китая. Таким образом, компания обошла соответствующие показатели таких европейских старожилов отрасли, как концерн Fiat и альянс PSA Peugeot-Citroen. На фоне новости котировки подросли на 1,5% и закрылись на отметке $164,22 в Нью-Йорке. Во время внутридневной торговли акции поднимались на 6,9% до отметки в $173. В итоге на закрытии биржи капитализация Tesla Motors составила $19,9 млрд. Элон Маск убеждает, что спрос на флагманский электрокар, ценник на который начинается от $70 тыс., настолько высок, что компания едва-едва успевает удовлетворять его. Тем не менее в этом году Tesla планирует поставить 21 тыс. Model S и удвоить это число в 2014 г. На данный момент Tesla оценивается рынком в $22 млрд, что составляет половину от капитализации Ford и треть от капитализации General Motors. Более того, сам руководитель компании, Элон Маск, заявил, что капитализация Tesla Motors завышена: «Думаю, нас оценивают очень высоко, гораздо выше, чем мы по праву заслуживаем», — констатировал Маск на церемонии открытия нового шоурума Tesla в Лондоне. Взметнувшиеся цены акций компании, высокая капитализация, успешные продажи авто и ворох позитивных прогнозов и обещаний — все эти факторы для компании только на руку. Кроме того, в течение года Элон Маск сделал ряд заявлений о весьма спорных и часто фантастических инициативах начиная от проекта разгрузки шоссе до системы транспорта, основанного на вакуумных трубах. Тем самым бизнесмен подкрепил ассоциации своей деятельности с чем-то «инновационным из будущего». «Tesla — это Apple в автоиндустрии. Ей удалось скрестить автомобильную и технологическую составляющие в единый первоклассный товар, — комментирует Алан Баум, независимый аналитик компании Baum & Associates из Мичигана. — Обоснованно или нет, но ожидают от компании многого». Однако недавно акции начали резко падать после ряда новостей о возгорании автомобиля. Три инцидента были связаны с тем, что несколько авто, наехав на препятствия, начинали воспламеняться. В компании подтверждают факты возгорания, однако уточняют, что происходит это не само собой, а лишь в результате столкновения или аварии. Национальное управление безопасностью движения на трассах заявило, что дела о возгораниях электромобиля расследоваться не будет, так как нет оснований полагать, что аварии вызваны дефектом системы безопасности или что Model S не соответствует федеральным стандартам безопасности. В первый раз на новости о возгорании американская компания потеряла 6% биржевой капитализации. Во второй раз падение акций составило 4%, закрывшись на $162,86. Далее акции Tesla Motors подешевели еще на 12,5% до отметки $154,73, после того как компания обнародовала результаты деятельности в III квартале, не оправдавшие ожиданий аналитиков. А после этого, на фоне новостей о третьем инциденте в СМИ появились слухи о возможном отзыве автомобилей. Элон Маск заявил: «Заголовки статей сбивают с толку. Если вы боитесь возгорания, то очень сложно найти автомобиль, который был бы по этому параметру безопаснее Model S». CEO Tesla Motors сказал, что в случае серьезной угрозы его компания обязательно будет отзывать машины, но сейчас такой угрозы не существует. Что ж, инвесторы думают иначе. На слухах о возможном отзыве Model S акции Tesla просели на 5%, а с начала октября, когда появилось сообщение о первом пожаре, они подешевели уже на треть, остановившись на $137,80. Эксперты полагают, что Tesla начинает страдать «синдромом Apple». «Люди уже привыкли, что Tesla их приятно удивляет, поэтому когда этого не происходит, появляется разочарование. В целом у компании все хорошо, но многие воспринимают это как провал, учитывая, что ранее в этом году у них все шло просто прекрасно», ― отметил Bloomberg аналитик Kelley Blue Book Карл Брауэр. Скептически настроенные аналитики считают, что Tesla Motors — обыкновенный пузырь, который надувается за счет слухов, ничем не подкрепленных обещаний и фантастических прожектов «Железного Человека» Элона Маска. Компания по большей части убыточна, и если не брать в расчет уверения главы компании в том, что пока что «так и надо», оптимизма не прибавляется. Особняком стоит история с «бюджетной Tesla», известной под именем Gen III. На основе Model S предполагается разработать «младшего брата», которому суждено конкурировать с Opel Ampera и Nissan Leaf. Элон Маск сообщил, что создание модели Gen III может завершиться к концу 2016 г. На заряде батареи авто сможет проехать около 320 км, а стоить электрокар будет приблизительно 30 тыс. фунтов (1,6 млн. руб). Вопрос о «массовости» подобного проекта оставим: многие автовладельцы за подобную сумму вполне могут себе позволить традиционное авто с ДВС более высокого класса. Загвоздка в том, что Gen III пока что лишь очередное обещание, существующее лишь в виде концепта на бумаге. Негативно отразилось на акциях и сообщение о том, что компания может столкнуться с нехваткой литиевых батарей для Model S и тем самым не сможет достичь прогнозируемой планки по поставкам за год. Руководство компании, правда, уже заверило акционеров, что нашло производственного партнера в лице Panasonic. Ходят слухи, что Элон Маск, как и полагается расторопному бизнесмену, старается набить цену компании с единственной лишь целью — продать Tesla Motors. Слухи о продаже компании появились на фоне известий о том, что концерн досрочно расплатился по долгам перед Министерством энергетики США. Кроме того, к вероятной продаже компании может иметь отношение и высказывание ее гендиректора Элона Маска. Руководитель американского электрического бренда прокомментировал выпуск «бюджетной» версии автомобиля Tesla S, отметив, что «до завершения этой миссии» он не намерен вступать в какие-либо переговоры с потенциальными покупателями компании. По оценке Маска, автомобиль Tesla станет массовым не раньше чем через несколько лет. Руководитель компании вполне допускает продажу компании как один из возможных вариантов в будущем. Слухи о возможной покупке Tesla более крупной корпорацией циркулируют в прессе уже давно; при этом, что любопытно, одним из наиболее вероятных покупателей эксперты называют либо Google, либо Apple. Никаких официальных комментариев ни от одной из сторон не последовало, поэтому о мотивах и интенциях IT-гигантов остается только гадать. Позитивный прогноз для Tesla Motors может заключаться в успешном дебюте на европейском рынке, а также в Китае, который, согласно мнениям экспертов, может стать серьезным драйвером продаж электрического премиум-седана. Положительную роль для автопроизводителя также сыграет реализация намеченного Маском плана по развитию инфраструктуры как на родном американском, так и на европейских рынках. Все это, в совокупности с сервисными услугами, вроде бесплатной зарядки, хот-свопа аккумуляторов и выпуском массовой Gen III, может помочь Tesla Motors доминировать на рынке электрокаров и отвоевать достойное место среди топовых автопроизводителей. Другой вариант — когда Tesla становится прибыльной и компанию покупает кто-то из крупных концернов. Правда, в случае если радужные прогнозы Маска начнут осуществляться в полном объеме и приносить прибыль, не исключено, что крупные автовендоры уверуют в перспективность отрасли и поспешат выпустить аналоги Model S. В этом случае компании Элона Мака придется всерьез побороться за место под солнцем. В случае негативного сценария Tesla Motors терпит убытки, акции падают, и компания продается. Известно, что у некоторых крупных автоконцернов есть одна-две модели электрокаров. Многих обязуют развивать это направление ввиду тех или иных условий. Поэтому резонно предположить, что на технологии и, что немаловажно, патенты, найдутся покупатели. Аналитики советуют Tesla постараться побыстрее расширять модельный ряд. Пока что у компании, по сути, есть лишь одна модель — Model S, а для успешной конкуренции ассортимент нужно значительно расширять. Существующая на данный момент система дистрибуции сработает, если цель — продавать 20 тыс. седанов в год. Если компания задумывается о больших объема, то модель «купи премиум-электрокар через интернет» не сработает. Надо сказать, что конкуренты Tesla на месте не сидят. Cadillac готовит к выпуску ELR — люксовый гибридный спортивный купе, который, судя по заявленным характеристикам, вполне сможет дать фору Tesla Model S. У Nissan есть массовый Leaf, который уже продается у дилеров по всему миру. Кроме того, Ford, VW, Honda, Hyundai/Kia тоже ведут разработки в сегменте электрокаров. BMW презентовала в июле первый серийный электрокар i3. Ожидается, что продажи BMW i3 в США начнутся во второй четверти следующего 2014 г. по цене $41 350 без учета налоговых льгот и других поощрений, предусмотренных политикой государства для стимулирования развития электрических автомобилей. В Европе продажи стартуют уже этой осенью. Модель i3 станет самой дешевой среди автомобилей BMW и будет продаваться по цене от 34 950 евро. Эксперты считают, что Tesla Motors нужно как можно дальше держаться от соревновательной гонки с другими автобрендами, так как ставки велики, а конкурентные условия очень сложные. И пока что не в пользу Tesla.
Tesla Motors: будущее автопрома или IT-пузырь?
Ноябрь 19th, 2013 admin