10-11 декабря прошел финальный гастро-агро-тур тестовой программы 2016 года проекта «Гастрономическая карта Владимирской области». Год назад Владимирская область была выбрана руководителем столичного проекта «АгроЭкоТурим России» Екатериной Шаповаловой в качестве тестовой площадки для решения амбициозной задачи — формулирования концепции российского внутреннего туризма. Владимирская область была выбрана не случайно: во-первых, Шаповалова имела опыт реализации здесь социально-художественных проектов, а, во-вторых, здесь живет и работает один из ее главных партнеров — ресторатор, экс-мэр города Суздаля Игорь Кехтер. Группа гостей из столицы, в числе которых на этот раз была руководитель интернет-проектов журнала Gastronom Галина Гончарова, начала свой визит во Владимирскую область с экскурсии, завтрака и мастер-класса на активно развивающемся пряничном производстве в Покрове. А затем посетила ряд ресторанов во Владимире и Суздале. В концепции предновогоднего уикенда объединились три вехи русской гастрономической традиции: историческая (или дореволюционную) кухня из печи, советская и современная — та, которая, по мнению авторов гастрономического проекта, сложилась в России за последние четверть века. Екатерина Шаповалова, более 20 лет специализировавшаяся на выездном туризме премиум-сегмента, за последний год успела стать одним из ведущих экспертов отрасли по внутреннему туризму и ведущим игроком в нише отечественного туризма с приставками «агро» и «эко». Сейчас ее проект активно презентуется на турмероприятиях самого разного уровня. А многие коллеги и конкуренты, распробовавшие вкус новой антикризисной идеи, кинулись в разных регионах страны под похожими брендами развивать гастрономические изыскания. По словам Шаповаловой, одна из главных задач, которые перед ней стоят, найти ответ на вопрос о том, «что в России можно посмотреть кроме церквей». Так и возникла концепция открывать Россию через национальную кухню: Идея создания «Гастрономической карты Владимирской области» родилась с подачи Игоря Кехтера уже в процессе полевых туристических исследований весной 2016 года. В мае в суздальском ГТК были презентованы результаты многодневных путешествий по районам и хозяйствам Владимирской области. Однако затем фермерам и шеф-поварам предстояло самое сложное — сформулировать интересную и понятную гастрономическую концепцию, которая должна была лечь в основу тиражируемого и продаваемого турпродукта. И тут же поясняет, что с этим в России тоже серьезные проблемы. Из-за прерывистости истории единую внятную концепцию в отличие, например, от многих европейских стран в России выстроить практически невозможно: В итоговой поездке 2016 года гостям Владимирской области представили сразу несколько срезов отечественной истории через кухню различных периодов. Так, шеф-повар ресторанного комплекса «Русская деревня» и трактира «Околица» Анжела Филиппова, которая является «носителем кода традиционной кухни», лихо управляясь с настоящей русской печью и готовя на глазах у туристов по рецептам своей прабабушки, кормила гостей томлеными в чугуне серыми щами, делилась секретами их приготовления. Шеф-повар праздничной лавки «Винегрет» (гостиница «Пушкарская слобода») играл со вкусовой памятью своих гостей, фантазируя на тему советской кухни. За обедом гости учились у Рыбакова готовить натуральный домашний майонез, без которого не обходится почти ни один советский салат, и «сажали» в прянично-халвовую смесь клубни любимого советского пирожного «картошка». Предложенный в «Винегрете» сет «Советский» состоял из традиционных для того времени мини-закусок: колбасного сыра, краковской колбасы, шпрот, кабачковой икры, «шубы», холодца и салата «оливье». О новой российской кухне, основанной на древних традициях и местном продукте, но замешанной на мировом гастрономическом опыте, с гостями поговорили в ресторане «Огурец». В Суздале гостям рассказали о развернувшейся на базе заведения «лаборатории суздальской кухни», «задача которой разработать современные версии рецептов из поваренных книг начала прошлого века и архивов местных библиотек и музеев». Приветствуя своих гостей, экс-мэр Суздаля, а ныне ресторатор и вице-президент Ассоциации малых туристских городов России Игорь Кехтер впервые представил итоги своего многолетнего труда — напиток «Мед ставленый», сделанный по возрожденным старинным рецептам, первое упоминание о которых имеется в летописях 880 года. Несмотря на удачный опыт поиска во Владимирской области перспективных и креативных шеф-поваров, «которых удалось вытащить с кухонь для того, чтобы они имели возможность творить и общаться с гостями», Шаповалова расстраивается, что сами владельцы заведений пока идут на контакт с туристами весьма неохотно. И это, по ее мнению, тоже проблема современной России, в которой «нет никаких ресторанов с вековой историй», а все без исключения бизнесмены — это владельцы в первом поколении, зачастую предпочитающие держаться в тени. Единственное пока счастливое исключение в этом смысле — суздальский пекарь Дмитрий Новокрещенов, который с готовностью выходит в зал и умеет, что называется, показать товар лицом. Все смоделированные в полевых условиях «гастро» и «агро» туры тут же обкатываются Шаповаловой на «тестовых туристах», то есть тех людях, которые за весьма разумные деньги готовы пробовать на себе все новинки проекта «АгроЭкоТуризм России». По словам Екатерины, придуманная ее командой методика уже доказала свою эффективность. В процессе поездок выявляются всевозможные «баги», устраняемые по ходу формирования будущих маршрутов: Шаповалова рассказывает, что часто слышит в свой адрес упреки в том, что она работает исключительно с привычным ей luxury-сегментом туристов. Мол, к развитию массового внутрироссийского туризма, особенно в период экономического кризиса, все это имеет мало отношения. Но выбранная форма «обкатки» туров совсем не случайна: По словам Екатерины, уже после того, как тестовый период работы будет завершен, «по его образу и подобию» будет сформирован массовый турпродукт под любые категории туристов, в том числе туры эконом-класса. По мнению Екатерины Шаповаловой, первый набор сформированных туров готов к тиражированию. Возможно, они начнут продаваться уже в следующем году. Однако руководитель проекта поясняет, что третий этап развития, связанный с передачей готового продукта в руки турфирм и туроператоров, вероятно, будет самым сложным. Большинство ее коллег, привыкших «работать на экспорт» с большим недоверием относятся к путешествиям по России: Первое соглашение с туроператорами было подписано руководством «АгроЭкоТуризм России» буквально на днях. Отраслевым партнером годового проекта стал старейший игрок советско-российского туристического рынка — компания «Интурист». Именно «Интурист» заинтересовался наполнением своих туров «реальной жизнью российских регионов», то есть всем тем, что находится за рамками традиционно-демонстрируемого историко-культурного наследия. В 2017 году команда Екатерины Шаповаловой начнет делать аналогичные разработки регионального турпродукта для других регионов России. Но говорить о том, что команда «АгроЭкоТуризма» уже закончила свои полевые исследования во Владимирской области, пока не приходится — в списке личных «долгов» Шаповаловой числится, например, пока не освоенный ее проектом Гусь-Хрустальный район: Зебра ТВ поинтересовалась у Шаповаловой, потратившей огромное количество сил, времени и ресурсов на создание новой туристической методологии, как она относится к копированию созданного ею турпродукта, когда конкуренты приходят «на все готовенькое». Дело в том, что «гастрономические карты» вдруг начали появляться по всей России. На этот процесс обратил внимание даже вице-губернатор Владимирской области Роман Русанов. Екатерина поясняет, что команда «АгроЭкоТуризм» будет защищать право интеллектуальной собственности на созданный ее силами продукт, несмотря на то, что законодательство в этой сфере в России развито очень слабо. Но, по мнению Шаповаловой, паниковать пока точно рано. По ее словам, созданные плагиаторами проекты не являются турпродуктом — все они представляют из себя что-то вроде сборников и каталогов для путешествующих самостоятельно туристов: В самом конце «тестового» для проекта «ЭкоАгроТуризм России» 2016 года — 23 декабря — во Владимирской области состоится методический семинар, на который приглашены все фермеры, рестораторы и владельцы объектов показа. В рамках организованного совместно с комитетом по туризму администрации Владимирской области мероприятия, ведущие эксперты туротрасли будут давать практические советы по развитию туристических объектов и грамотному развитию сферы обслуживания. Екатерина Шаповалова подчеркивает, что владимирский Белый дом, как и, например, региональная Ассоциация кулинаров, возглавляемая Анной Жуковой, активно помогает развиваться ее проекту. По мнению собеседницы Зебра ТВ, такая позиция вполне оправдана. Совместная работа в сфере туризма сулит Владимирской области хорошие перспективы — регион может не только обзавестись завидным брендом, но и получить импульс для солидного роста региональной экономики.
«Сначала нужно накормить»
Декабрь 18th, 2016 admin