Авиакатастрофа под Киржачом

В архиве командира владимирского поискового отряда «Небо родины» Евгения Агафонова хранятся несколько редких фотографий времен Великой Отечественной войны, запечатлевших последствия авиационной катастрофы под городом Киржачом. Трагедия произошла 24 апреля 1943 года. С аэропорта «Слободка», севернее Киржача, где в то время базировался 94бомбардировочный авиаполк, взлетело два самолета Пе-2. Полет был тренировочным. После отрыва от земли ведущего, начал взлетать второй бомбардировщик, управляемый пилотом Виктором Савельевым, со стрелком-бомбардиром Аркадием Полищуком и стрелком-радистом Николаем Логиновым на борту. Набирая высоту Пе-2 Савельева, на расстоянии 8-10 метров от земли, вдруг стал крениться и разворачиваться. На высоте 15 метров самолет начал «снижение с подскальзыванием на левое крыло». Через несколько секунд, уже за границей аэродрома, бомбардировщик задел здание клуба, затем развернулся на 50 градусов, рухнул на скотный сарай деревни Слободка, взорвался и загорелся. В огне погибли 63 головы скота, 10 комплектов упряжи, 3 плуга, 1000 килограммов семенного овса и другое имущество колхоза имени Чапаева. Сержант Савельев и сержант Полищук погибли на месте аварии. Обоим через месяц посмертно было присвоено звание «младший лейтенант». Оба были похоронены на следующий день на кладбище села Смольнево, недалеко от аэродрома «Слободка». Родственники пилота Виктора Савельева в настоящее время живут в Муроме. Младшему сержанту Логинову повезло больше. При взрыве самолета его отбросило на некоторое расстояние от скотного сарая. Он получил тяжелые ушибы и ожоги, сотрясение мозга. Позднее его перевели в другое авиационное подразделение. Он дожил до конца войны, в 1985 году был награжден орденом Отечественной войны II степени. Судя по фотографиям с места трагедии, найденным Евгением Агафоновым в архиве Министерства обороны, от самолета осталась только задняя часть фюзеляжа с красной звездой и искореженная хвостовая балка с ободранной обшивкой. Командир 94 бомбардировочного авиационного полка майор Галата, разбираясь в причинах катастрофы, пришел к выводу, что в случившемся виноват пилот самолета, командир авиационной эскадрильи, обучающий летчиков, и старший техник, готовящий машины к вылету: «Судя по характеру взлета, прекратилась тяга левого мотора в начале набора высоты, самолет на малой скорости забросило на нетянущий левый мотор, создался крен до 30 градусов и самолет, теряя скорость, начал падать. Летчик же явно растерялся, упустил момент для спасения самолета и экипажа, не убрал газа после обнаружения потери тяги левого мотора и не произвел приземление на пахоту с убранными шасси прямо перед собой. Основным виновником катастрофы считаю пилота сержанта Савельева, не заметившего своевременно прекращение тяги левого мотора, косвенным виновником является капитан Ситников, не отработавший у своих пилотов постоянную настороженность и готовность к любым осложнениям в полете. Капитан Ситников рано успокоился на достигнутых результатах летной работы, мало стал внимания уделять обучению молодых летчиков и воспитанию у них летных качеств, упустил в своей практике такой важный элемент техники пилотирования, как тренировка в полетах на одном моторе. Вторым косвенным виновником является старший техник лейтенант Лазарев, не сумевший обеспечить высококачественную подготовку материальной части к полетам». Капитану Ситникову был объявлен выговор, старшему технику Лазареву — предупреждение. По данным Евгения Агафонова, за годы войны в районе аэродрома «Слободка» под Киржачом, на котором базировались различные авиационные подразделения, разбилось не менее 10 самолетов, выполнявших учебные полеты. 94 бомбардировочный авиаполк, в котором служил экипаж разбившегося Пе-2, был расформирован в начале июня 1943 года — через месяц после катастрофы.


Ссылка на источник

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.