Распечатать Все началось с предложения от проректора Массачусетского технологического института (MIT) трем молодым экономистам потратить $100 тыс. на все, что они захотят. Двое из них – Эстер Дулфо и Абхиит Банерейе – использовали деньги на создание лаборатории по проведению «рандомизированных контролируемых испытаний» (randomized control trials, или RCT), экспериментальный метод, немного похожий на клинические испытания нового лекарства, но только для экономики, пишет британский журнал The Economist. Так, например, для того чтобы узнать взаимосвязь увеличения зарплаты учителей и повышения успеваемости среди учеников, RCT выберет несколько похожих школ, в которых небольшой части преподавателей резко увеличат зарплату, и через какое-то время проверит результат. Исследования лаборатории, которую создатели назвали J-PAL, без сомнения, повлияли на развитие экономической науки. Когда J-PAL была открыта в 2003 г., метод RCT считался странным и даже неадекватным. Критики сравнивали подобный метод с испытаниями над людьми, которые сидят в клетке. Они также указывали на то, что рандомизированные контролируемые испытания не могут дать ответ на макроэкономические вопросы (как, например, «что произойдет, если мы девальвируем валюту на 50%?»), так как нереально создать для подобных экспериментов отдельную группу. Но прошло 10 лет, и можно сказать, что большинство претензий к методике подтвердили свою несостоятельность. Более того, RCT стали широко использовать. Лаборатория J-PAL за десятилетие провела 440 испытаний. Пользуются RCT Всемирный банк, Межамериканский банк развития и даже правительства некоторых стран. Так, например, власти Индонезии с помощью рандомизированного контролируемого испытания попытались узнать, помогло ли удостоверение личности улучшить распределение риса по субсидируемой цене среди бедных слоев населения (ответ: помогло). Следует отметить, что по мере увеличения числа проводимых RCT улучшалась их методика, а также аккуратность результатов. Кроме того, некоторые испытания стали по-настоящему крупномасштабными. Недавно RCT проводились в индийском штате Андхра-Прадеш, население которого больше, чем во всей Германии. В настоящее время испытания проводятся по таким вопросам, которые еще недавно, по общему мнению, были вне «досягаемости» RCT, как, например, развитие рынка труда. J-PAL провела рандомизированные контролируемые испытания в половине городов Франции, чтобы определить, стимулирует профессиональное обучение рост всего рынка труда или помогает лишь обучающимся безработным (ответ: до 2007 г. это помогало всем; позже программа превратилась в обычное распределение имеющихся вакансий и больше не помогала созданию новых рабочих мест). J-PAL также провела различные исследования по вопросам образования, от положительного влияния дополнительных занятий с отстающими учениками в Индии и Ганне (ответ: значительный) до эффекта от двойного увеличения числа учителей в школах Кении (ответ: малозначителен). Причем во всех этих испытаниях был получен один главный вывод: позитивный эффект в обучении происходит тогда, когда дети изучают предметы, которые они способны изучать. Возможно, это звучит как прописная истина, но, по мнению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая регулярно проводит исследования по вопросам образования в развитых странах, важнее всего в обучении уровень учителей. RCT сделали важные открытия и в экономике. Так, например, микрофинансирование не превращает бедных в предпринимателей, как прежде считалось, а делает их лишь более обеспеченными (многие используют полученные кредиты для покупки телевизоров и других дорогостоящих вещей). Трудно понять почему. Бедные люди также плохо относятся к защите собственного здоровья, не видя в этом особой важности. RCT показали, что если необходимо платить за такие товары, как сетка от малярийных комаров или таблетки для очистки воды, люди не покупают их; все это, по их мнению, должно раздаваться бесплатно. В течение последних десяти лет рандомизированные испытания довольно сильно изменились. Первоначально они использовались для подтверждения того, что происходило в реальной жизни. Сегодня они стали методом для тестирования идей, которые нельзя проверить иным способом. По всей видимости, в следующие десять лет RCT вновь претерпят изменения. Возможно, они будут искать ответы на более амбициозные вопросы, активнее работать с правительственными организациями и тестировать то, что сегодня пока нельзя никак проверить.
Рандомизированные контролируемые испытания: что это?
Декабрь 22nd, 2013 admin