В столицу Владимирской области прибыла целая бригада лекторов, работающих по информационно-образовательной программе Роснано «Приблизим будущее». Насколько можно понять из пространных объяснений, миссия команды наноагитаторов заключается в том, чтобы создать вокруг госкорпорации и ее проектов благожелательную среду. Главный идеолог Роснано, в прошлом известный партийный функционер правого толка (состоял в партии СПС) Леонид Гозман не скрывает, что, несмотря на то, что любой вахтер слышал слово «нанотехнология», в целом у широкой общественности пока, скорее, ироничное отношение ко всему, что с приставкой «нано». В народе, например, гуляют шутки о том, что к 2015 году у каждого россиянина будет своя наноквартирка. А перед началом пресс-конференции с руководителем образовательной программы Роснано, когда люди из пиар-команды Гозмана рассказывали журналистам, как важно, чтобы все верили в то, что нано — это не кукуруза под Мурманском, а то, что прямо сейчас нужно простым людям, родился стишок «Даже дети любят нану, как свою родную маму». Нанопиарщики не сильно расстраиваются из-за того, что объект их пропаганды стал фольклорным элементом. И рассуждают в том духе, что если что-то пошло в народ, значит это проще приживется. Распиаривание деятельности Роснано в народном сознании, по словам Леонида Гозмана, связано вовсе не с тем, что надо хоть как-то оправдать миллиарды бюджетных рублей вложенных в госкорпорацию, как могут подумать скептически настроенные налогоплательщики. Гозман убежден, что в атмосфере всеобщего неверия просто невозможно перевести экономику страны на инновационные рельсы. Но если людям популярно объяснить, что мы не обречены только качать нефть и газ, а можем еще изобретать и производить что-то современное и технологичное, то это новое начнет расти чуть ли не само собой. В подтверждение своих оптимистичных прогнозов Леонид Гозман рассказал, что за 5 лет Роснано построило в стране 45 заводов на 15 тысяч рабочих мест. Что государство поставило задачу, чтобы к 2015 году нанопродукции продавалось на 30 миллионов долларов, а это сопоставимо с объемами всей электрической системы страны. И такая задача будет выполнена, потому что уже сейчас правительственный план перевыполняется в 2,5 раза, — заверил главный пиарщик Роснано. Гозман на бытовых сравнениях и понятных обывателю примерах попытался овеществить некоторые аспекты наноиндустрии. К уже известному рассказу о том, что 1 нанометр — это толщина человеческого волоса расщепленного вдоль на 80 частей, добавилась информация о том, что за время беседы с идеологом Роснано у журналистов росли волосы со скоростью 3 нанометра в секунду. В практическом плане работа с материалами на молекулярном уровне приводит, по рассказам Гозмана, к тому, что самолеты могут стать на 40% легче, а стало быть нужно будет меньше керосина, чтобы поднять их в воздух и авиабилеты подешевеют. Или вот в Ульяновске уже делают стекла с нанонапылением, которое совершенно незаметно человеческому глазу, зато снижает теплоотдачу на 70%, а значит зимой будет тепло, а летом прохладно. Леонид Гозман уверен, что в каждом российском городе, а уж во Владимире и подавно, есть изобретательные и предприимчивые люди, которые смогут придумать и готовы запустить в серийное производство, например, нанокирпичи (чтобы они были в разы легче, но при этом прочнее и долговечнее обычных). Задача просветительских десантов Роснано разбудить в таких людях надежду на то, что их задумки вполне могут стать реальностью. Леонид Гозман буквально на пальцах объяснил пошаговый механизм того, как с помощью госкорпорации Роснано смелые идеи доводят до серийного производства. И все-таки поиск талантливых самородков в российской провинции и внушение им психологии победителя — это скорее побочный результат популяризаторских десантов Роснано. Конечно, целевая аудитория из студентов, ученых и бизнесменов с удовольствием послушает удачливых стартаперов и рисковых инвесторов. Возможно даже, что к уже существующим во Владимирской области нанопредприятиям добавиться еще несколько инновационных производств. Но, по мнению Леонида Гозмана, гораздо важнее поменять отношения общества. Инновационной должна стать прежде всего психология, когда люди не будут боятся рисковать и вкладывать деньги и силы в новые высокотехнологичные проекты. Главный пропагандист наноиндустрии отдает себе отчет в том, что такие ментальные изменения невозможно осуществить в короткий период времени. Но для того, чтобы хотя бы сдвинуть процесс с мертвой точки унылого скепсиса, по городам и весям России и колесит караван популяризаторов.
Инновационный агитатор
Октябрь 25th, 2013 admin