Диалоги о бесплатной медицине

«Если соблюдать порядок направления и прохождения медицинской помощи, тогда все услуги будут бесплатны», — заявил директор департамента здравоохранения администрации Владимирской области Александр Кирюхин на расширенном заседании рабочей группы «Социальная справедливость» регионального отделения Общероссийского движения «Народный фронт «за Россию» (ОНФ). Такое высказывание начальника облздрава очень сильно удивило уполномоченного по правам человека во Владимирской области Людмилу Романову. «Это как?», — удивилась омбудсвумен и попросила рассказать поподробнее. Кирюхин пояснил, что соблюдается порядок следующим образом: надо сначала обратиться к терапевту и уже с его направлением идти к узкому специалисту, на обследование или на госпитализацию. На практике же часто бывает, что родители заявляют, что они сами знают лучше педиатров, какому врачу показывать своих детей. Кирюхин назвал такую позицию неправильной, так как она не предусматривает оказания бесплатной медицинской помощи. Если же соблюдать порядок, то любые поборы со стороны врачей будут незаконными. Исполнительный директор Владимирского регионального управления фонда Обязательного медицинского страхования Ольга Ефимова сказала, что жалобы со стороны пациентов на неправомерное взимание с них денежных средств есть, но их количество сокращается. Ефимова рекомендовала ознакомиться с постановлением губернатора Владимирской области о программе государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи. Если кто-то не сможет его найти на сайтах департамента здравоохранения и фонда ОМС, то выдержки из этого документа висят во всех лечебных учреждениях — там всё, что нужно знать о бесплатных медицинских услугах. Ольга Ефимова сообщила, что главный защитник прав пациента — страховая компания, выдавшая ему полис обязательного медицинского страхования. Если есть сомнения — звоните туда, номера телефонов указаны на полисах. А уж если пришлось заплатить за лекарства в поликлинике, то надо сохранять документы, чтобы потом получить возмещение этих расходов. Вот как проходила дискуссия. Людмила Романова, сопредседатель Владимирского регионального штаба ОНФ, руководитель рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость», уполномоченный по правам человека во Владимирской области: У нас сейчас впереди ещё очень серьёзный вопрос — а бесплатна ли у нас медицина? Какие услуги у нас бесплатны? Как их получить бесплатными? Если посмотреть, то более 30% всех жалоб от наших пациентов — это на неправомерное взимание именно государственными медицинскими учреждениями каких-то денежных средств И, наверное, как раз вот, Ольга Михайловна (Ефимова, исполнительный директор территориального управления Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) по Владимирской области), к вам вопрос Какие у вас данные? На что жалуются наши пациенты? Много ли у нас вот таких жалоб по неправомерному взиманию денежных средств? Часто ли вы с этим сталкиваетесь? Как вы с этим боретесь? И самое главное — какие меры нам можно предпринять здесь, в области, чтобы искоренить эту беду? Андрей Румянцев, сотрудник аппарата Владимирского регионального отделения ОНФ: Мы говорим не о том, как получить бесплатные услуги, а о том, как пациенту узнать, что они бесплатные Людмила Романова: Мы дойдём до этого вопроса, подождите, не торопитесь Ольга Ефимова, исполнительный директор территориального управления Фонда обязательного медицинского страхования по Владимирской области: Ну, наверное, я для многих, может быть, не открою какой-то секрет, что есть постановление губернатора Владимирской области, которое принимается ежегодно. Называется оно «О программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи» Принимается оно на три года, так как и бюджет Фонда обязательного медицинского страхования и областной бюджет у нас (планируются) на три года Вот этот документ, если кто ещё не слышал об этом постановлении и хочет ознакомиться с ним в интернете, он есть на сайте департамента здравоохранения и на сайте Фонда. Извлечение на него имеется в каждой поликлинике, мои работники филиалов, которые курируют лечебные учреждения в системе обязательного медицинского страхования, в том числе, и частные, проверяют в обязательном порядке наличие информационного стенда вот с той квинтэссенцией для пациента, которую он должен знать Этот документ гарантирует объёмы бесплатной медицинской помощи, и те средства гарантирует финансовые, на которые эта бесплатная медицинская помощь может быть оказана, и те объемы медицинской помощи, которые могут быть оказаны в бесплатном режиме для застрахованных. Но это я говорю о системе обязательного медицинского страхования, чтобы всем было понятно, как формируется бюджет Фонда обязательного медицинского страхования для того, чтобы оплатить медицинские услуги застрахованным на территории Владимирской области Вот последние несколько лет, я очень благодарна президенту, правительству за то, что было принято решение о выравнивании финансовой обеспеченности, финансирования медицинской помощи на территориях субъектов Российской Федерации Людмила Романова: Ольга Михайловна, извините, я вас перебью, просто у нас времени немного, давайте прямо конкретно, много ли у вас жалоб на то, что (врачи) неправомерно взимают (деньги с пациентов)? И более подробно — как нашим пациентам объяснить, на что они имеют право бесплатно? Ольга Ефимова: Действительно, жалобы есть. Застрахованный должен жаловаться кому? Своему главному защитнику — страховщику, в страховую медицинскую организацию, в ту организацию, которая выдала ему полис обязательного медицинского страхования Полис — это не просто бумажка, это документ, который потом, в последствии, даёт право на финансирование той медицинской помощи из средств обязательного медицинского страхования тому или иному пациенту, обратившемуся в лечебное учреждение Поэтому если возникают какие-то проблемы у застрахованного о том, что надо ли платить за медицинскую помощь, не надо ли платить за медицинскую помощь, платный этот вид медицинских услуг или бесплатный, — прежде всего, возьмите, там есть контактный телефон страховой компании, наберите и уточните Хочу сказать, что практически весь ассортимент медицинских услуг, оказываемых в системе обязательного медицинского страхования, можно получить в бесплатном режиме, но на определённом порядке. Этот порядок тоже прописан вот в этом постановлении программы государственных гарантий А именно — плановую медицинскую помощь можно получить с определённой отсрочкой, не в день обращения, как вот говорит здесь уважаемая какая-то мамочка, что до часу (дня врач принимает) бесплатно, а потом — платно. Да, действительно, врач имеет право принять в свою, например, основную ставку в бесплатном режиме в системе ОМС, (за что он) получит зарплату, а в определённое время он ведёт платный приём Ему (пациенту) говорят: «Если вы хотите бесплатно, вы придите через три, через пять дней». Это всё программой предусмотрено То есть, первый звонок — в свою страховую организацию Второе, если вам предлагают ожидание, может попросить журнал ожидания или лист ожидания, (который) в приёмном покое ведётся, если отсроченная госпитализация, не в день направления, скажем, да? Но в экстренных случаях, когда помощь в неотложном режиме должна оказываться, она оказывается в первые часы. И это тоже регламентировано программой государственных гарантий Далее, если вы всё-таки заплатили за, например, лекарственное обеспечение, когда лечились на круглосуточной койке, пожалуйста, оставляйте документы, подтверждающие ваши личные расходы на приобретение данных лекарственных средств. Тоже есть порядок, вообще, в системе ОМС, как должны быть отмечены эти лекарственные средства, если у медицинского учреждения нет вот сейчас возможности по объективным причинам приобрести это лекарство Но я хочу сказать, что финансовое обеспечение, даю гарантию сейчас, и ответственно заявляю, что в настоящее время финансирование лечебных учреждений позволяет в рамках порядков оказания медицинской помощи, в рамках тех формуляров, которые сформировали лечебные учреждения для лекарственного обеспечения стационарной помощи и стационарзамещающей медицинской помощи, получать пациентам лекарственную помощь бесплатно Есть действительно объективные условия, когда по 44-му ФЗ (федеральному закону о государственных закупках) процедура закупочная отсрочена и поставка немножечко как бы тормозится, да? Есть такое. Но пациент, который приобрёл лекарственные средства за свой счёт, они в обязательном порядке по стандарту должны быть применены для его лечения, имеет право обратиться к руководителю лечебного учреждения за финансовым возмещением своих расходов, либо с помощью страховой медицинской организации тоже реализовать этот механизм. Таких случаев масса Я бы ещё хотела сказать, что в последнее время всё-таки снижается уровень обращений по поводу платности вот этих вот неформальных платежей. Отчасти люди, действительно, лучше знают свои права, но и всё-таки то, что финансовое обеспечение помощи в системе обязательного медицинского страхования из года в год увеличивается, тоже сыграло свою роль Александр Кирюхин, директор департамента здравоохранения администрации Владимирской области: (Существует) разделение платных и бесплатных услуг Если соблюдать порядок направления и прохождения медицинской помощи, тогда все услуги будут бесплатны Людмила Романова, сопредседатель Владимирского регионального штаба ОНФ, руководитель рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость», уполномоченный по правам человека во Владимирской области: Это как? Расскажите поподробнее Александр Кирюхин: Ситуация какова? Есть порядок оказания медицинской помощи по программе госгарантий Вопрос касается не экстренной помощи, не надо путать, когда экстренная — там никакого порядка нет. Там всё горит (Стоит) вопрос оказания плановой (медицинской помощи) Я должен прийти к врачу, я заболел, у меня какие-то проблемы, или хроническое заболевание, я должен идти к терапевту, или ребёнок — к педиатру. Да, там (во взаимоотношениях между врачами и пациентами) какие-то (трения бывают), кто-то кого-то не любит, но есть порядок Дальше, терапевт мне даёт направление на консультацию к узкому специалисту. Сегодня порядок в регистратуре33 мы меняем и заставляем (поступать таким образом, что) запись на консультацию к узкому специалисту должен делать врач-терапевт Консультация нужна ему (врачу, а не пациенту), и (мы) на этом настаиваем, не пациент чтобы искал консультацию  Дальше — с этим направлением, как мандатом, он идёт на исследование, куда угодно. На госпитализацию у него есть направление — это бесплатно, на исследование — бесплатно. Как только здесь, при направлении, наступает факт взимания, это абсолютно наказуемое дело Если человек принимает решение своё (не идти к терапевту), а у нас это часто бывает Пациент говорит: «Мне не нужен педиатр, я сама знаю, что у моего ребёнка, ему нужен только ЛОР, ему нужен только окулист, я сама пойду, или невропатолог». Неправильная позиция Но мы ведь не осуждаем (таких пациентов), пожалуйста, (если) вы так хотите, но вы нарушаете порядок оказания бесплатной медицинской помощи и вы попадаете в систему платной медицинской помощи Это как расписание (движение автобусов общественного транспорта). Если у тебя есть социальный автобус, ты можешь проехать бесплатно. Ты решил ехать на такси, но вопрос, требование, чтобы такси было для тебя бесплатным — неправильный. Ты сделал выбор И если вот этого порядка мы как бы не сделаем, я понимаю, что есть какие-то, может быть, перекосы, но порядок должен быть единый. Нам легче проконтролировать, и так далее, он у нас прописан этот порядок


Ссылка на источник

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.